KPI — это ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators). Показатели бывают разные. Ключевые — это те, которые влияют на прибыль. Сам показатель может измениться совсем чуть-чуть, а вот прибыль — ощутимо.
Например, владелец салона красоты высчитал, что если увеличит средний чек стилиста на 100 рублей, годовая выручка вырастет на 300 тысяч рублей. Если расходы останутся на том же уровне, вырастет и прибыль. Средний чек стилиста для салона красоты — один из ключевых показателей.
Так зачем нужны KPI?
Задача KPI — облегчить жизнь собственнику бизнеса, руководителю предприятия и рядовым сотрудникам. Даже для микро- и малого бизнеса необходима эффективная система KPI. Зачастую, у руководителей уходит слишком много времени на решение оперативных задач. Благодаря KPI можно системно делегировать полномочия и ответственность на уровень руководителей подразделений и рядовых сотрудников, не теряя контроля.
Когда от KPI пользы нет, дело в том, что компания работает с ними неправильно. Именно в такие ситуации попадают многие собственники бизнеса. Они работают с воронкой продаж, собирают показатели, но не знают, что делать с ними дальше. А когда разбираются, какие показатели влияют на прибыль и кто должен за каждый отвечать, за три месяца могут сделать бизнес из убыточного прибыльным.
Как внедрить KPI?
Авторы большинства книг по менеджменту и бизнесу описывают внедрение KPI как многоступенчатую процедуру: определить организационную структуру компании, финансовую структуру, бизнес-процессы. При таком подходе процесс грозит затянуться минимум на полгода. Крупному бизнесу это, возможно, по силам. А вот малый бизнес не может себе позволить так долго стоять на месте.
Но есть более простой и быстрый способ. Необходимо определить, какие показатели ощутимее других влияют на прибыль, и кто в компании влияет на эти показатели. Универсального набора показателей нет. Для каждого бизнеса они индивидуальны. Для продаж через интернет ключевые показатели — цена клика и конверсия сайта. Для колл-центра — длительность разговоров оператора. Для сотрудника банка - время операции и % ошибок.
Также, укажем несколько примеров KPI для функций и департаментов.
- Менеджмент: затраты на привлечение клиентов, жизненная ценность клиента, целевой показатель продаж, коэффициент операционных расходов, процент чистой прибыли, рентабельность активов, рентабельность капитала и т.д.
- Финансы: процент маржи валовой прибыли, процент маржи операционной прибыли, процент маржи чистой прибыли, коэффициент операционных расходов, коэффициент текущей ликвидности, оборотный капитал и т.д.
- Продажи: сравнительный рост продаж, план продаж, стоимость привлечения клиента, ARPU, CLVT, скорость оттока клиентов и т.д.
Далее создание системы мотивации персонала. Популярный вариант, когда бонус сотрудника привязан к общему результату компании или подразделения, работает малоэффективно. Сотрудник отвечает за собственный результат. Но как он повлияет на результаты коллег? Поэтому надо знать, на что влияет и за что отвечает конкретный подчинённый, и привязывать бонусы каждого к его индивидуальному результату. При этом, необходимо учитывать, прямо или косвенно сотрудник влияет на финансовый результат.
Признак эффективной системы мотивации по KPI — когда сотрудник в середине месяца видит, сколько уже заработал и что нужно сделать, чтобы получить столько, сколько он хочет.
Важно:
Внедрить и отладить систему KPI — это ещё не всё. Необходимо понимать: система, которую внедрили, — это не раз и навсегда. В бизнесе постоянно что-то меняется. С каждой переменой может потребоваться корректировка системы KPI. К этому нужно быть готовым.
Когда понадобится откорректировать систему KPI, надо разобраться, какие показатели перестали быть актуальными, какими их нужно заменить и кто должен отвечать за новые показатели. Скорректировать систему легче, чем создать с нуля.
Нуждается в корректировке и система мотивации. Лучше всего это делать с привлечением сотрудников. У каждого сотрудника есть личные цели. И лучше всего система мотивации работает, когда и бизнес, и сотрудник понимают, чего они хотят и что нужно сделать для компании, чтобы реализовать данные цели. Если сотрудник хочет зарабатывать 150 тысяч в месяц, пусть его оклад будет 75, а остальное — бонусы. Так он поймёт, что стоит 75 тысяч, но может зарабатывать 150, если будет успешным профессионалом.
Полезная статья простым языком? Хотите узнать больше?
Переходите по ссылке, заполните анкету всего на 4 вопроса, и БЕСПЛАТНО получите рабочий гайд с пошаговым механизмом создания системы KPI.
Всем чистой прибыли!
Добавить комментарий