Бурятское время
14:56
Среда, 15 Мая
Курсы валют
сегоднязавтра
98.95 98.85
91.82 91.63

Родителям рассказали, как наладить контакт с подростками

14:3520.12.2019 16+ 5734 18+

В этот раз послушать психологов и врачей-профилактологов пришли родители подростков, учащихся в 5-8 классах школы № 1 г. Улан-Удэ.

Качество, без которого нельзя

Как считает семейный психолог Павел Хамаев, самая главная задача родителя – это воспитать в ребенке самостоятельность. И в большей степени – это ответственность отца. «До семи лет мама должна эмоционально напитать ребенка, а после – ответственность должен взять отец, потому что выход в школу – это начало социализации. В это время ребенок начинает проводить большую часть времени в обществе, ­– отмечает психолог. – И отец должен учить ребенка настоящей социальной независимости – самостоятельности, потому что социум – это не эмоциональный, а принципиальный мир».

Как правило, в семьях, в которых есть непонимание между родителями и детьми, последние – ничего не делают по дому. Как объясняют родители, их основная задача – учиться. Такой подход формирует опасную установку: «мне все должны, а я никому ничего не должен». Зачастую у детей, у которых нет обязанностей по дому, мышление во взрослой жизни остается детским, и они считают, что все появляется из воздуха. «У таких людей бывают слабые семьи, которые в конце концов разваливаются, потому что муж считал, что жена все должна была делать, а жена так не думала», – говорит Павел Хамаев.

Не для кого не секрет, что в подростковом возрасте авторитет родителей начинает падать. Ребенок ощущает, что он с родителями наравне и у него должны быть равные права. Он хочет признания своей взрослости, но так как родители его подавляют, он будет учиться этой взрослости у подростков чуть постарше, и все больше отдаляться от родителей. Эту проблему можно разрешить, наладив контакт. Самый легкий способ – узнать о его интересах и разделять их. Ребенок должен видеть в маме или папе не угнетателя, а человека, который поддерживает его и видит в нем взрослого человека.

Ловушки для родителей

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вербально или невербально надо ему показывать, что в его силы и способности верят. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

Иногда родители искренне думают, что поддерживают ребенка, чрезмерно его опекая или навязывая нереальные стандарты, сравнивая его с другими детьми. Эти ложные способы психологи называют «ловушками поддержки». Они заставляют ребенка переживать и мешают нормальному развитию его личности.

Подлинная поддержка взрослым ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей возможностей – его положительных сторон. «Случается, что поведение ребенка не нравится взрослому. В такие моменты он должен говорить, что «хоть я и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность», ­ – рассказывает педагог-психолог Виктория Афанасьева. – Важно, чтобы взрослый научился понимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражение и т. п.

Чтобы перестать попадать в «ловушки поддержки», родители должны выработать новое поведение.

1. Для начала разрешите себе испытывать разные эмоции. Вы не сможете помочь ребенку, если сами не будете осознавать, что чувствуете. Для этого можно завести дневник своих эмоций. Важно помнить, что осознание эмоций требует пребывания в одиночестве, так что найдите для этого время.

2. Как только вы станете лучше понимать себя, начните настраиваться на «волну» эмоций ребенка: слушать и спрашивать его о том, что он испытывает. Это может получиться не сразу, ведь дети выражают эмоции по-другому, часто через игру. Понаблюдайте за ребенком. Через какое-то время вы поймете, когда он грустит, когда – злится.

3. Помогите ребенку присвоить этому чувству имя: «ты сейчас злишься», «возможно, тебе страшно», «ты ревнуешь». Это позволяет детям придать чему-то незнакомому, неприятному и страшному определенные формы и границы. Когда ребенок знает, что чувствует, он уже не боится: эмоции становятся нормальными человеческими проявлениями.

4. Самое главное: дайте ребенку прожить эмоцию, не отвергая ее. Пусть он поплачет, посмеется, погрустит, позлится. Если нужно, введите ограничения: например, «ломать игрушки не нужно», «цивилизованные люди не обзываются». Прожить страх помогают сказки и рисунки.

5. Определив, что именно взволновало ребенка, вы можете предложить ему помощь в решении проблемы. В то же время, ищите баланс между тем, что ребенок делает сам, и тем, что делаете для него вы. Ведь сыну или дочери нужно учиться самостоятельно выходить из конфликтов.

Как защитить ребенка от снюса

Родителей подстерегает еще одна опасность – это бездымная альтернатива сигаретам, так называемые, снюсы. Сосательный табак привлекает подростков тем, что его можно употребить, не привлекая внимания. О пагубном влиянии снюсов родителям рассказала врач-профилактолог Анна Нагаслаева.

Распространено заблуждение, что использование бездымного табака менее вредно, по сравнению с курением, поскольку он содержит менее опасные химические вещества. Это не так. Снюс содержит более 30 химических веществ. Самые опасные из них - нитрозамины.

– Доказано, что люди, которые употребляют снюс, подвергаются воздействию более высоких уровней нитрозаминов и других токсичных веществ, нежели курильщики традиционных сигарет. Причина в том, что снюс остаётся во рту дольше, соответственно вредные вещества дольше воздействуют на организм, – отмечает Анна Геннадьевна. – Это может привести к пародонтозу, разрушению зубов, появлению зловонного запаха изо рта, тахикардии, гипертонии, развитию рака полости рта, поджелудочной железы, пищевода и лёгких.

Последствия употребления снюса в подростковом возрасте крайне опасны. Ребенок может стать агрессивным, ухудшается мыслительная деятельность, снижаются память и концентрация внимания, повышается риск развития онкологических новообразований, прежде всего желудка, печени, полости рта, ослабевает устойчивость к инфекционным заболеваниям. При этом практически все подростки, впервые использовавшие табак в виде снюса, становятся курильщиками сигарет.

Что делать, если ребенок употребляет снюс:

• Ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;

• Анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;

• Учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";

• Воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;

• Не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;

• Не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;

• Обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов

И самое главное – самим не демонстрировать ребенку зависимое поведение. Если вы курите – придется бросить, иначе ваши доводы о вреде курения будут не убедительными. Личный пример – это основное условие воспитания. Если ребёнок ежедневно видит в семье тёплые, заботливые, уважительные отношения, то он обязательно перенесёт их в свою жизнь.

Если у вас остались вопросы к психологам или врачам, вы можете записаться на консультацию к специалистам по телефонам 8(3012) 45-28-51, 21-02-47. На сайте rcmp-bur.ru можно ознакомиться с материалами по интересующей проблеме. Если вы хотите провести «Единый родительский урок» в своей школе, пишите нам на почту rcmp_bur2@mail.ru.

Республиканский центр медицинской профилактики

× Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.