Илья Кошлюнов: Мы продолжаем свою работу в прямом эфире. Уже час с небольшим работаем. Сейчас я предлагаю вновь дать возможность коллегам в студии задать вопрос. Пожалуйста, «ВостокТелеИнформ».
Мария Ванданова, сетевое издание «ВостокТелеИнформ»: Алексей Самбуевич, Вы уже немного затронули тему тарифов. Расскажите, какие прогнозы на следующий год? Стоит ли нам ждать повышения, и на сколько, в том числе электроэнергии? И есть ли риск дефицита электроэнергии в Бурятии? Спасибо.
Алексей Цыденов: Повышение тарифов, к сожалению, идет каждый год, но по объективным причинам по ЖКХ, по теплу, растут железнодорожные тарифы – растет стоимость на уголь, соответственно, подтягиваются тарифы. У нас, к сожалению, в этом году тарифы выросли в районах по-разному. Где-то 18% рост произошел. Это в первую очередь, связано с существенным ростом стоимости угля и всех составляющих, плюс МРОТ: у нас по многим районам персонал, который работает на котельных. Ну и рост МРОТ тоже сказывается в итоге на тарифах. В следующем году, да, понятно, что рост тарифов будет. Оценки сейчас разные, порядка 14% может быть рост. От 9 до 14% – сейчас такая «вилка». Смотрим, какие будут решения.
То, что касается дефицита электроэнергии, тут две составляющие: это сетевая составляющая и генерация. По генерации у нас тоже есть дефицит, порядка 690 мегаватт в целом по Республике Бурятия. Это сказывается на том, что нам сложно подключать крупные новые объекты. Это касается и промышленности, и добычи полезных ископаемых, и туризма. Чтобы решить дефицит электроэнергии, у нас первый проект – это ТЭЦ-2. Они выиграли конкурс по созданию новой генерации. У них сам конкурс на 150 мегаватт, на 65 мегаватт и на 90. По факту они делают две турбины по 90. То есть 180 мегаватт дополнительной генерации появится. Это в первую очередь решает вопрос с переводом на электроотопление в тех районах, которые мы делаем. То есть параллельно решается вопрос и сети, и новая генерация. Дальше видим, что минэнерго России будет разыгрывать новые конкурсы на строительство еще дополнительной генерации. Мы ожидаем, что Гусиноозерская ГРЭС зайдет в этот конкурс. Коллеги в предыдущие конкурсы не заходили, но надеемся, что в следующий зайдут, и Гусинозерская ГРЭС еще тоже построит дополнительно, ну, как минимум, две турбины, два энергоблока. К этому «Интер РАО» развивает проект добычи угля на Окино-Ключевском месторождении. Там этот проект связан не только с добычей, но и со строительством железной дороги. Они связаны между собой – железная дорога от Окино-Ключей до монгольской ветки. Проект тоже большой, но он уже в стадии реализации.
И это позволит в долгосрочной перспективе дефицит электроэнергии снизить, решить его. В долгую если смотреть, на многие годы вперед, у нас подписано соглашение, а также принято постановление Правительства Российской Федерации по генеральной схеме размещения объектов электрогенерации, в котором появился проект Мокская ГЭС. Это Муйский район, на реке Витим. Мокско-Ивановкая ГЭС – две ГЭС с существенными мощностями, под гигаватт мощности. Это уже такой серьезный объект. И понятно, его строительство за 30-м годом. Но опять же мы не одним днем живем и смотрим на будущее. И уже сейчас с этим проектом работаем. Я докладывал по этому проекту Владимиру Владимировичу во Владивостоке в рамках Восточного экономического форума. Вот это тоже вошло в перечень поручений Президента. Так что по генерации сейчас это ТЭЦ-2 и генерация в долгую – тоже работаем, этот вопрос будем решать. У нас еще индексация тарифов в следующем году будет с 1 октября. Не будет 1 января или 1 июля, будет 1 октября. То есть, пытаются сгладить инфляционные эффекты, поэтому затягивают на год.
Илья Кошлюнов: У нас есть следующее видеообращение от жителей сотых микрорайонов Улан-Удэ. Давайте посмотрим на экран.
На видео жители города Улан-Удэ: Уважаемый Алексей Самбуевич! Мы жители сотых микрорайонов благодарим вас за развитие инфраструктуры и за строительство социальных объектов. Огромное спасибо за строительство взрослой поликлиники. Теперь нам очень удобно находиться рядом с поликлиникой, где все очень красиво, уютно, современное оборудование, врачей полный комплект. Спасибо большое за детскую поликлинику. Уважаемый Алексей Самбуевич, у нас есть одна большая боль. Есть специалисты, есть кабинеты, есть отдельно отведенный кабинет КТ (компьютерной томографии – прим. ред.). Мы, жители сотых микрорайонов, просим Вас предоставить нам аппарат компьютерной томограммы. Очень нам нужен, очень-очень.
Илья Кошлюнов: Ну вот еще одна просьба прозвучала.
Алексей Цыденов: Да, с КТ, МРТ есть вопросы. С учетом еще логистики поставок запчастей, были проблемы с работой даже существующих КТ, МРТ. Что касается второй поликлиники, знаю вопрос. Мы когда на открытии были, тоже с этим вопросом обращались. И мы уже с того момента, Евгения Юрьевна Лудупова с минздравом отрабатывала. Я тоже с министром общался. В общем, могу сказать, что в начале следующего года поставка КТ будет. Уже в следующем году КТ будет. Когда мы открывали поликлинику, люди уже подходили, просили. Действительно, мы же помещение предусмотрели, все там готово. К сожалению, в проект КТ не входил, именно дополнительное финансирование. Евгения Юрьевна достаточно активно с минздравом работала,мы тоже в последние месяцы с телефонов и личных общений не уходили. Там у нас много, на самом деле, решений. Тоже могу объявить о том, что нам согласовали более 500 миллионов рублей на строительство нового приемного покоя в БСМП. Хороший проект. Под конец года нам дали дополнительно 11 ФАПов, то есть до конца года в рамках дополнительного финансирования появится еще 11 ФАПов. Ну, в общем, у нас активная работа с федеральным минздравом, все возможности, какие только можем, реализуем. КТ будет.
Александра Захарова: Можно мы опять вернемся к соцсетям, вопросы идут сплошным потоком. К нам обращается Валентина Бар: «Здравствуйте, Алексей Самбуевич! Когда начнет возить детей, проживающих на улице Ландышевой, город Улан-Удэ, школьный автобус, СОШ №57. С момента нашего обращения в школу с этим вопросом прошел год. Велась целая работа, и вот, наконец, вроде дорогу отсыпали, фонари включили, а автобуса все нет. В школе отвечают, что пока вопрос не решен».
Алексей Цыденов: Школьный автобус – это задача муниципальных органов власти. Мы по своей линии закупаем автобусы, и они поставляются Уже более 400 автобусов в целом в школы по республике поставили. У нас город на связи, можно включить?
Александра Захарова: Уважаемые режиссеры, город на связи, комитет по образованию?
Председатель Комитета по образованию Администрации города Улан-Удэ Анна Батурина: Добрый день! Действительно, данное обращение отрабатывалось в течение длительного времени. На сегодня дорожное покрытие готово к подвозу учащихся, и подвоз учащихся запускается с 17 ноября, понедельника. Родители оповещены в родительских чатах.
Первый заместитель мэра города Улан-Удэ Олег Екимовский: Так же сделали освещение там и еще мероприятия по дороге.
Алексей Цыденов: Да, спасибо, Олег Георгиевич и коллеги. В ближайшее время школьный автобус начнет работать. Я знаю, там на самом деле город ведет постоянную работу. У нас есть детские сады, где мы построили, но пока подъездов нет. И совместно с городом мы сейчас принимаем решение о том, что дорогу надо доделать. Олег Герогиевич, где это место?
Олег Екимовский: Микрорайон Энергетик.
Алексей Цыденов: У нас принципиальное решение о том, что там, где мы строим новую школу и новый детский сад, у нас обязательно обеспечен подъезд, парковки и так далее. И город в этом плане тоже очень активно отрабатывает. Мы помогаем и в части подвоза школьных автобусов, и в части обеспечения подъездов к школам, детским садам. Вопросы есть. Рад слышать, что так оперативно решается. Но в целом у нас с городом ведется такая плотная совместная работа. Игорь Юрьевич постоянно вопросы ставит. Ну и мы чем можем, помогаем, чтобы обеспечивать проезд наших детей, в целом в качестве образования.
Вот, кстати, возвращаясь к городу, здесь листаю просто эти вопросы, которые идут. Есть вопросы по частным детским садам, по субсидированию частных детских садов. Просят вернуть субсидию. Прокомментирую по частным детским садам ситуацию. Мы исходили из того, что каждый ребенок должен иметь место в детском саду. И построили 46 новых детских садов. Плюс, когда начинали строить детские сады, понимали, что стройка – это будет долго, тогда приняли программу субсидирования частных детских садов. Пока нет муниципального, субсидируем частные. И частных садов много было, по-моему, 75 частных детских садов и порядка 5000 человек ходили в частные детские сады. Сейчас муниципальных в городе достаточно, там даже свободных мест, чуть меньше 1000 свободных мест в муниципальных детских садах. Поэтому принцип такой, где есть муниципальный детский сад и в нем есть места, там частный детский сад не поддерживается. То есть он работает, но мы его не субсидируем в полном объеме. Где муниципального детского сада нет, территориально удален, или он есть, но в нем нет свободных мест, там мы частный детский сад точно так же софинансируем, субсидируем и не останавливаем программу. То есть подход такой. Муниципальные места есть в доступности, тогда только муниципальные. Там, где таких условий нет, поддерживаем частный. Почему так? Поскольку если муниципальный детский сад есть и в нем пусто, дети не ходят, он пустой, мы все равно его содержим. Он нам все равно обходится в среднем порядка 12 тысяч на одного ребенка. При этом ребенок ходит или не ходит, мы эти затраты несем. И содержать муниципальный детский сад пустой и рядом из бюджета же финансировать частный детский сад, это двойная трата средств. Во-первых, в принципе, запрещено, неэффективная трата средств. Во-вторых, просто по здравому смыслу не подходит. Поэтому там, где нет условий, безусловно, поддержим частный детский сад. Там, где есть муниципальный детский сад, там все-таки ориентируем родителей на муниципальный детский сад. Можно и в частный, но тогда уже за свои деньги.
Илья Кошлюнов: Алексей Самбуевич, в информационной повестке республики также есть вопрос, который интересует многих, потому что к нам уже звонили много раз на телефон горячей линии, коллеги не дадут соврать, им тоже, наверное, поступает от жителей Иволгинского района – это освоение Ошурковского месторождения апатитов. Много говорят о вреде, как природе, так и человеку. Как на самом деле обстоят дела в этом вопросе и вообще, на какой стадии реализация проекта?
Алексей Цыденов: Здесь два основных фактора. Первый – республике надо развиваться, второй – любое развитие должно соответствовать всем экологическим требованиям. И реализация проекта Ошурковского месторождения, перед началом, в любом случае будет проходить государственную экологическую экспертизу, не нашу, не местную, это государственная экологическая экспертиза. Проводиться она будет не нашими специалистами, не в Республике Бурятия, это федеральная экспертиза. Поэтому говорить, что будет какая-то предвзятость – не будет. И только по наличию положительной государственной экологической экспертизы дальше проект будет реализовываться. Но то, что я знаю об этом проекте и тех технологий, которые предусматриваются, мы уверены в том, что в итоге все экологические требования будут обеспечены и проект будет реализован. Химическое производство проектом не предусматривается, переработка не предусматривается, будет вывоз, то есть самые грязные химические процессы, они будут не у нас. У нас это просто добыча, причем добыча механизированным способом, без буровзрывных работ, то есть без выброса пыли в атмосферу. И опять же повторюсь, технологии уже давно ушли вперед. Нам часто говорят, что вот в Советском Союзе планировали, остановили, но там надо понимать, что было в Советском Союзе. Первое, была другая технология, второе, предусматривается переработка на месте. То есть все химические процессы предусматриваются тоже здесь, у нас в Республике Бурятия. Сейчас это: а) вынесено за территорию республики, б) другая технология добычи. При этом замкнутый водоцикл. Без сбросов. Поэтому, повторюсь, республике надо развиваться, но развиваться при условии соблюдения экологических требований. Поэтому, сначала проект, сначала государственная экологическая экспертиза, после этого уже реализация. Но я очень надеюсь, что у нас все получится, все-таки проект будет реализован, потому что сам Иволгинский район, там уже больше 70 тысяч населения, а работать-то людям надо где-то. Здесь 600 рабочих мест создается, причем таких хороших. При этом сама компания у нас уже, мы специально отправляли специалистов и минприроды ездили, и Общественная палата ездила. По тем проектам Русской медной компании, которые реализованы в других городах, смотрели, как там обеспечивается экологический стандарт. Мы посмотрели, что на самом высоком уровне, плюс высокая социальная ответственность компании. Это в части развития социальной инфраструктуры, где-то там школы и сады помогают, детские площадки делают, объекты культуры делают, спортивные комплексы делают. То есть в месте присутствия компании, они не только занимаются бизнесом, они занимаются еще и социальным развитием территории, на которой присутствуют. То, что жители Ошурково обеспокоены, я, с одной стороны, их понимаю, их там накачали, наговорили много недостоверной информации, и любой нормальный человек, который живет, ему говорят, что сейчас станет все плохо, будет реагировать, защищая свой дом, защищая свою землю. Это нормально, это правильно. Важно, чтобы у людей была: а) объективная информация, б) проверенная. И государственная экологическая экспертиза как раз на все эти вопросы ответит. Поэтому ждем проектных работ, ждем экспертизы и дальше, на основе этого будет уже последующее принятие решения о реализации.
Александра Захарова: Вновь позвольте вернуться к энергообеспечению. Вопрос от Татьяны. «Здравствуйте, Алексей Самбуевич. Прошу решить вопрос с вводом в эксплуатацию девяти новых подстанций, построенных совместно с ПАО «Россети» и городом. По всем новостям в 2024-м прошла радостная весть, и народ обрадовался о возможности нормального энергообеспечения. Однако, преждевременно. До сих пор эти подстанции не введены в эксплуатацию. Отсутствуют правоустанавливающие документы. И «Россети», и КУИ города не могут решить вопрос по документам, и нас «пинают» туда-сюда уже второй год. Пожалуйста, помогите ввести эти подстанции в эксплуатацию и решить вопрос энергообеспечения», – просит Татьяна.
Алексей Цыденов: Насколько я знаю, там вопрос был только по одной оставшейся подстанции в районе Верхней Березовки, в районе Этнографического музея. И по остальным был вопрос решен. Я попрошу там и город, и «Россети» обратить внимание. Я думаю, мы достаточно оперативно решим.
Конец третьей части.



Добавить комментарий