Бурятское время
15:30
Понедельник, 17 Ноября
Курсы валют
сегоднязавтра
95.10 95.10
81.13 81.13

Стенограмма Прямого эфира с Главой Бурятии Алексеем Самбуевичем Цыденовым. Четвертая часть

12:1216.11.2025 16+ 452 18+

Илья Кошлюнов: Сейчас дадим возможность нашим коллегам тоже задать вопрос в студии. Пожалуйста, Татьяна Ивановна Никитина, «Новая Бурятия».

Татьяна Никитина, издание «Новая Бурятия»: Алексей Самбуевич, такой вопрос: уже звучала информация про инвестиции в рамках разговора про «Россети», и даже цифра называлась, а что у нас с другими инвестициями в других отраслях народного хозяйства? Потому что показатель инвестиций, он в свое время был внесен в один из ключевых по оценке эффективности работы правительства. И по предварительным итогам этого года, как у нас с инвестициями, стало ли их больше или все-таки идет снижение, и что в следующем году ожидается? А может быть Вы можете назвать каких-то основных инвесторов, ключевых инвесторов Бурятии? Спасибо.

Алексей Цыденов: Инвестиции снижаются, это понятно, по объективным факторам. Первое, это то, что сейчас достаточно высокие ставки, и сейчас инвесторы придерживают инвестпроекты. Второе, нам надо победить – победим и восстановимся. Плюс у нас завершаются большие проекты, что касается организации Восточного полигона, Банка России, строительство ЛЭП-500, то, что было по нашей территории. Это те проекты, которые давали большой объем инвестиций в нашу отчетность. Но сам инвестиционный процесс не останавливается. То есть, у нас сегодня реализуется большой проект – это Ермаковское бериллиевое месторождение, оно в следующем году запускается. У нас новый инвестор зашел в золотодобывающее предприятие – ОКТО-групп, такая компания оказалась социально ответственная. Не только они хорошие управленцы в части золотодобычи, они у нас на «Кедровой» сейчас повышают добычу золота. У нас в этом году вырос НДПИ за счет роста не только цены на золото, но и еще объемов добычи. И в следующем году мы тоже видим. Это инвесторы, которые золотодобычу развивают. У нас большие инвесторы, конечно, по туризму и здесь даже несмотря на имеющиеся трудности, проекты по туризму реализуются. Про это можно много говорить на самом деле. У нас проект «Пять морей и озера Байкал», в который мы вошли, который утвердил Владимир Владимирович Путин. Там объем инвестиций более 90 миллиардов рублей. Один инвестор у нас пока заморозился «Байкал-Эрмитаж», мы с ним в судах по расторжению. Но на его участок уже три инвестора заявились с большим, чем у уходящего товарища объемом инвестиций. Поэтому инвестпроцесс не останавливается, то есть, проекты все равно у нас реализуются не теми темпами, которыми хотелось бы, но все же процесс не останавливается. Поэтому развитие есть и промышленное, и добычи полезных ископаемых, и туризм, так что движемся достаточно уверенно.

Александра Захарова: Вопрос из соцсетей. Вопрос от Александра Кузьмина. «Здравствуйте, я житель пгт Таксимо. Много лет в поселке не утвержден и не узаконен план поселка, не узаконены многие строения. Помогите, пожалуйста», – просит Александр Кузьмин.

Алексей Цыденов: Да там вопрос был по лесному фонду. Он и жителей касался, и объектов здравоохранения. На самом деле сейчас вопрос решен, насколько я помню. Ну, во всяком случае, мы с Рослесхозом, лесоустроителями все вещи согласовали. И генплан поселка должен быть утвержден буквально в ближайшее время. У нас Муйский район на связи, наверное?

Александра Захарова: Уважаемые режиссеры, будьте добры, Муйский район, слышите нас?

Владимир Дашиев, глава Муйского района: Да, слышим, Муйский район, Глава. У нас буквально на прошедшей сессии совета депутатов окружного генплан был утвержден при поддержке правительства.

Алексей Цыденов: С лесным фондом вопросы сняли?

Владимир Дашиев: Получили все согласования федеральные и республиканские.

Илья Кошлюнов: Да, скажите, а по лесному фонду, да?

Алексей Цыденов: Да, там тема была с границами лесного фонда?

Владимир Дашиев: Да, все снялись.

Илья Кошлюнов: Ну, то есть, получается, узаконить многие строения можно скоро будет, да, вопрос же в этом заключался?

Александра Захарова: Узаконить строения станет возможно?

Владимир Дашиев: Да.

Алексей Цыденов: Много вопросов идет...

Илья Кошлюнов: Да, давайте, Алексей Самбуевич.

Алексей Цыденов: Вот обращается молодежь села Бар, Мухоршибирский район: «С 22 года закрыт наш Дом культуры. В школе нет ни актового, ни спортивного зала. Заниматься нам кроме коридора школы негде». Ну, сейчас не готов ответить, готов взять в работу, отработаем.
«Почему уже в течение двух лет не проводится индексация заработной платы бюджетников? Инфляция немаленькая, а зарплата на том же уровне. Получают доплату только к МРОТ». Здесь нет адреса, откуда это. На самом деле мы индексацию бюджетников проводим ежегодно. Сейчас провели индексацию с 1 октября, но здесь индексация, которая с 1 октября, ее надо немножко пояснить. С 1 октября принято решение индексировать и посчитана сумма. Всего сумма по республике, по всем направлениям, это то, что касается МРОТ, это то, что касается указных зарплат: образование, здравоохранение, культура и так далее, то, что касается работников, не относящихся к указным и не к мротчикам, но которым надо хоть какой-то разрыв между МРОТ оставить, но все равно поднять выше МРОТ. Всего, вот с 1 октября 25-го года дополнительно объем финансирования на зарплату 3,3 млрд. Мы решение это приняли, сессия была в четверг, депутаты поддержали. Бюджет 2025 года дополнительно на зарплату предусмотрено 3,3 млрд до конца года. То, что касается "указников" – это те, у кого зарплата контролируется указом Президента, привязывается к средней. Это образование, здравоохранение, культура и другие категории. Там 1,1 млрд до конца года выделено на эти цели. И то, что с 1 октября проиндексировано, там просто не все люди еще получили реально деньги в руки. Но в декабре, как правильно ее называют, 13-ая зарплата, это просто будет единовременно доначисление за октябрь-ноябрь. Но до конца года люди все получат. В четверг 3,3 млрд в бюджет встало. Это средства дополнительные к фонду заработной платы до конца года. Поэтому мне здесь сложно прокомментировать вопрос, потому что не указано, какой специалист или в какой сфере. Это Олеся Бочкарева. С Олесей Бочкаревой свяжемся, поймем, что за ситуация.

Илья Кошлюнов: Я хочу обратить Ваше внимание на наш экран. Поскольку мы географически переместились на Север, есть у нас видеообращение от жителей города Севербалькальск. Давайте посмотрим его.

Видеообращение жителей города Северобайкальск: Добрый день, Алексей Самбуевич. Здесь собрались люди неравнодушные нашим проблемам, это ветераны БАМа, ветераны труда, рыбаки и охотники. Я, Авдеевич Юрий Евгеньевич, представляю сегодня этот вопрос. Начну со своих размышлений и наблюдений. Десять лет назад, может, двенадцать, вот здесь недалеко, на пляже, был пойман осетр. Его, конечно, отпустили. Лет пять-шесть назад мы при ловле хариуса видели даже и ленка. Уже это мы не видим. На том собрании, когда я задавал вопрос, по черным бандитам (имеется в виду баклан – прим. ред.), это бандиты. Это не птица, которую надо не охранять, это птица, которую надо истреблять. В этом году, я вам рассказывал, по реке Кечера я столкнулся с такой проблемой: сиг заходил в реку Холодная, 20 метров этой рыбы просто плыло убитой этим бандитом черным. Посмотрите на наши реки северные, вся Ангара просто-напросто стоит голая. Пометом все этой птицы загажено до такой степени, что вымирает все. Вот наша проблема. Когда начнутся регулирования этой особи, чтобы ее здесь вообще не стало? Вчера вот люди были на рыбалке, если мы раньше ловили хотя бы на уху килограмм, два-три, вчера люди поймали по счёту 15 штучек и то, которые все влезли в ладошку. Вот такая проблема, и ещё, в этом году Вы сами видели по Селенге, по берегу собирали по 50 килограмм на расстоянии 200 метров. В этом году у нас по северным рекам Ангаре и Кичере омуль пошел только в конце октября. Этот баклан просто его в устьях выхлёстывал. Проезжая в сторону Нижнеангарска, он еще сидел на камнях в октябре месяце и не улетел в свои края на отдых. Спасибо за вопрос.

Илья Кошлюнов: Ну, правильно сказали. Этот вопрос актуален не только для Севера, но и для всего побережья Байкала, мне кажется.

Алексей Цыденов: Что касается баклана, у разных ученых разная позиция. Одни говорят о том, что он должен быть и никакого вреда не наносит. Другие говорят, что наносит. Моя личная позиция, что он точно наносит, с ним надо бороться. И бороться не в части регулирования, а в части уничтожения. Сейчас внесены изменения в правила охоты. Общим порядком о том, что на него можно охотиться, отстреливать в период охоты на водоплавающую птицу. Но у нас правила охоты на водоплавающую птицу предусмотрены таким образом, чтобы эту водоплавающую птицу сохранить. То есть, когда идет гнездование и так далее, нельзя, и понятно, и это правильно. То есть, мы водоплавающую птицу сохраняем. Охота – это незначительно, а то, что касается баклана, здесь нужно серьезное воздействие на его численность. И у нас есть расчёты, что порядка 40 тысяч, учёные выдают, порядка 40 тысяч баклана на нашей стороне. Я не буду говорить, как юридический факт, как личное восприятие, мне кажется, этого баклана гораздо больше, чем 40 тысяч, после того, что я сам своими глазами видел. Повторюсь, это не юридическое утверждение, это личная оценка. Но то, что от него большой вред – да, и я прошу минприроды, нас слышит, коллеги, и Бурприроднадзор, давайте мы на федеральном уровне все правила изменения вносить. С такой инициативой мы уже вышли, в том числе проблема в том, что она может гнездиться в заповеднике и туда зайти нельзя. Чтобы можно было в заповеднике регулировать, в том числе на гнезде. Технологии есть, они разные. Гнезда уничтожают, птиц убивают, но яйца сохраняют, чтобы птица новые не снесла. Разные технологии. Может быть, звучит жёстко в экран, но это ситуация такая, где нужно принимать жёсткие меры. В общем, принимаем посыл и озабоченность, и я прошу минприроды и Бурприроднадзор предусмотреть, в том числе и деньги, минфин меня слышит, в том числе финансы, коллеги, на то, чтобы уже с этой весны мероприятия по регулированию численности баклана начали реализовываться. Документы за зиму все сделать, а с весны уже надо выходить и баклана регулировать, всеми возможными способами. Можно ученых пригласить, пусть подумают, как еще можно. Не знаю, хоть беспилотниками гонять над гнездами, охотникам доплату за каждую голову сделать. Ну, я не знаю, любыми методами, но ситуация привела уже в ту стадию, когда нужны кардинальные меры. Будем делать.

Александра Захарова: Вот в социальной сети тоже люди пишут про бакланов, что вот в этом году во время нереста было огромное количество покалеченной рыбы. Пишут заядлые рыбаки, что баклан уничтожает рыбу, вот он как наестся и начинает уничтожать ее ради забавы по той простой причине, что он хищник. И действительно эта вот тема сейчас остро стоит, особенно для жителей прибрежных районов. Также беспокоят жителей Бурятии еще одна проблема – это рост цен на продукты. Какие меры предпринимаются для стабилизации цен?

Алексей Цыденов: Один из самых актуальных вопросов по стоимости продуктов питания. Здесь динамика, кстати, разная. У нас мы мониторим в постоянном режиме. У нас больше всего подорожало говядина, баранина, чуть-чуть свинина, но за счет свинокомплекса «Восточно-Сибирского» у нас цена на свинину стабильная и самая низкая в регионе. На 90 рублей ниже, чем в Забайкалье, почти настолько же ниже, чем в Иркутской области. То есть, само наличие «Восточно-Сибирского свинокомплекса» делает: а) свинину доступной по количеству, б) держит ее по цене. То есть, вопрос производства, это в первую очередь, стабильность ценовая, в том числе. По яйцу, по курице у нас прошло даже снижение, если брать январь – начало года. Небольшой рост – до 5% – это сахар, гречка, такие позиции. Повторюсь, самый большой рост на говядину, баранину, овощи, на вот эти продукты. Что делаем? По овощам у нас проект по Гусиноозерской теплице, тоже про него много-долго говорили, в итоге он пошел. Сейчас уже идет остекление. Инвестор, который зашел на Гусиноозерскую теплицу, это компания «Рост». Это крупнейший в России оператор, владелец тепличного хозяйства. Самые большие площади теплицы у компании «Рост». Теперь он у нас в Бурятии. Повторюсь, уже идет остекление теплицы. В следующем году мы уже будем первые овощи свои иметь. Появится большой объем, это также повлияет на стабилизацию цен. Второй вопрос – это конкуренция самих торговых сетей. У нас рынок конкурентный, у нас большие сети свои, и вот это наличие развитого конкурентного рынка более-менее это сдерживает. В полном объеме удержать, к сожалению, не получается. Объективная ситуация там по всем, в первую очередь, по привозным, связана с ростом цен на логистику, на железную дорогу, на автомобильные перевозки. Вот поэтому больше надо производить своё. Кстати, у нас картошка подешевела к уровню прошлого года. Если в прошлом году был ажиотаж по картошке, сейчас она подешевела, капуста подешевела. И акцент на рост собственного производства. Свининой обеспечены, по овощам со следующего года тоже будем обеспечены. Сейчас смотрится проект по птицефабрике своей дополнительной. Надеемся, получится. И по говядине, мы сейчас больше идем с нашими сельхозтоваропроизводителями в откормочное производство, когда молодняк откармливают здесь. У нас хороший молодняк, его много вывозят, к сожалению, из республики. Понятно, фермеры зарабатывают на продаже молодняка, он уходит в Казахстан, Дагестан, Ставрополь, его от нас вывозят тысячами голов на откорм туда. Мы, соответственно, теряем здесь ресурс по мясу. Поэтому сейчас задача по увеличению именно откормочного производства. Опять же, к сожалению, это не быстро, но всё равно системно это даст фактор стабилизации и, в том числе, продуктов по мясу. В целом, мониторим по продуктам постоянно. Когда есть всплески, решаем в ручном режиме. Так было в ковид или в начале 2022 года, когда мы централизованными поставками занимались. Поэтому таких вот неконтролируемых всплесков все-таки не допустим.

Илья Кошлюнов: Продолжаем работу в прямом эфире. Уже эфир у нас длится 1 час 46 минут. И сейчас предлагаю дать слово нашим коллегам в студии. «Бурят ТВ», пожалуйста.

Гэрэлма Жигдылмеева, телекомпания «Буряад ТВ»: Сайн байна, Алексей Самбуевич, у меня такой вопрос. В век современных технологий, учитывая важность цифрового развития, какие мероприятия в ближайшие годы будут проведены для укрепления позиции бурятского языка в образовательной среде и общественной жизни? Почему именно сейчас особенно актуально ускорение интеграции бурятского языка в цифровые системы типа Яндекс Переводчик. Какими темпами идет подготовка корпуса переводов и какие шаги предпринимаются для повышения качества перевода на бурятский язык?

Алексей Цыденов: По программе развития сохранения бурятского языка работаем постоянно. Каждый год увеличивается финансирование. И Бурят ТВ создано в рамках этой программы, расширяем площадь вещания, увеличивается у нас количество классов, где бурятский язык преподается и как государственный, и как родной. К сожалению, не так много детей у нас выбирают бурятский язык, как родной в изучении, но условия мы создаем. В этом году отрадная новость о запуске Яндекс Переводчика с бурятского языка. Все, в Яндекс Переводчике бурятский язык появился: теперь можно перевести и на русский, и на китайский, на любой. Бурятский язык есть, а на какой переводить, можно уже, как угодно. Делали работу наши ученые, наши коллеги. 100 тысяч предложений на бурятском языке было переведено и загружено в искусственный интеллект. Работа не останавливается, продолжается. Плюс в планах у нас и озвучка. То есть, чтобы наговаривали непосредственно уже звучание разговорной речи, чтобы переводчик не только тексты переводил, но и мог озвучивать, чтобы можно было с переводчиком общаться просто голосом, как сейчас можно русско-английский, русско-китайский в общении делать просто голосом, переводчик переводит. Сейчас мы эту работу делаем и по бурятскому языку. И когда мы эту работу закончим, то в принципе можно говорить о том, что сохранность языка обеспечена полностью. Но здесь вопрос не только сохранности, распространение, чтобы молодежь говорила. Ну, понятно, что старшее поколение уже, кто говорит, кто не говорит, уже, скажем так, состоявшийся факт. А то, чтобы молодые люди больше говорили важно. Повторюсь, у нас программ-то много: группы в детских садах языковые, где мы доплачиваем воспитателям, которые общаются с детьми только на бурятском языке, дополнительные классы в школах. Но если язык учить, как просто школьный предмет, все равно он не ляжет. Важно все-таки общение. Телевидение есть, мультики есть, но, если в семье не говорят, я постоянно к этому призываю, говорите в семье. Понимаю, что родители где-то там работают, где-то заняты, но если дома не общаться, то ребенок язык как родной не воспримет. Поэтому ко всем нашим программам, к искусственному интеллекту, к Яндекс Переводчику – ко всему важно домашнее общение. Призываю всех, кто еще, слава Богу, говорит – говорите.

Конец четвертой части.

Рекламный баннер 990x90px banstati
× Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.