Поводом для проведения совещания стало обращение Совета депутатов поселка Усть-Баргузин о сложной ситуации с обеспечением населения дровами, высокими ценами на них. Основная причина ужесточения ограничений на заготовку древесины связана с принадлежностью территории к Центральной экологической зоне (ЦЭЗ) Байкала.
По словам председателя Совета депутатов муниципального образования городского поселения «Поселок Усть-Баргузин» Светланы Беловой, в поселке около 3 тысяч домов, и, несмотря на наступивший отопительный сезон, 80 процентов домовладений оказались без дровяных запасов
- Из-за дороговизны дров и невозможности заготовить их самостоятельно люди остались без дров. Выделы для заготовки дров расположены в отдаленных местах - это более 100 километров. Кто имеет технику - тот еще заготавливает, но их единицы, а цены на дрова все время поднимаются. Сегодня кубометр дров продается от 3 до 5 тысяч рублей. Жители обеспокоены ситуацией по древесине и обращаются с предложениями о компенсации.
Ранее в Усть-Баргузине действовали десятки пилорам, обрезки древесины бесплатно доставлялись всем жителям поселка. Ужесточение правил в ЦЭЗ привело к большому сокращению отряда лесозаготовителей, соответственно не стало и бесплатного топлива. Перейти на электроотопление нужны деньги, но обветшалые сети не выдержат нагрузки. Аналогичная сложная ситуация с дровами складывается и в Кабанском районе Бурятии, отметила депутат Народного Хурала Альбина Ильина. Ее предложение - расширить перечень льготников, получающих субсидию на коммунальные услуги.
Бьют тревогу и во многих других районах республики. Об этом говорили руководители муниципальных образований, принимавшие участие в совещании в режиме видеосвязи. Вместе с тем в бюджет республики возвращены выданные муниципалитетам субсидии на доставку дров. Желающих поставлять дрова по тарифу, утвержденному РСТ за 1400 рублей за кубометр, не находятся, отмечали участники совещания. Дровами топятся школы и детсады в сельской местности, но с такими тарифами и здесь поставщиков сложно найти.
Есть вопросы и у предпринимательского сообщества. Так руководитель Буркопсоюза, депутат Народного Хурала Доргор Норбоева рассказала о трудностях работы хлебопекарен в Еравнинском, Прибайкальском и Баргузинском районах.
- Мы привлекаем туристов вкусным хлебом, экологическим чистым продуктом, испеченным на дровах, если стоимость дров включать в себестоимость хлеба, получится очень дорогой продукт. Хотелось бы установить субсидирование и для таких пекарен, - предложила парламентарий.
Депутат Народного Хурала от Прибайкальского района Сергей Мезенин предложил признать закон о заготовке 20 кубов древесины для собственных нужд недействующим и искать иные пути решения:
- У нас много перестойного леса, сухостоя много, но санитарные рубки не ведутся, лесники не дают добро. В арендованные леса нельзя заходить. Живем возле леса и остались без дров. У нас два пути решения вопроса - создавать райтопы или увеличивать субсидию.
О хронологии ужесточения экологического законодательства, значительно повлиявшем на жизнь прибрежных к Байкалу районов, напомнил и.о. министра природных ресурсов Бурятии Антон Будунов.
- В 2019 году по решению органов контрольно-надзорной деятельности в лесохозяйственных регламентах лесничеств в Центральной экологической зоне была исключена возможность заготовки древесины - дровяная древесина начала сокращаться. Был изменен Лесной кодекс страны. В 2019 году вступила в силу новая статься 119 «Особо защитные участки леса». В 2022 году силовики стали писать письма, настаивать, что все леса в ЦЭЗ - это именно такие леса, - пояснил выступающий.
В 2023 году прошли разбирательства в суде, итоговый вердикт гласил, что все эти леса, действительно, относятся к особо защитным лесам. Так поэтапное ужесточение привело к нынешней несколько «патовой» ситуации. В прошлом году был сделан расчет - сколько надо средств, чтобы обеспечить всех жителей ЦЭЗ дровами, привезенными извне охранной территории. Получилось 1,5 млрд рублей. Обращение об этом было направлено в федеральные органы власти, где рассматривается и поныне, рассказал Антон Будунов.
Свою позицию высказал председатель комитета Народного Хурала по государственному устройству Петр Мордовской. По его словам, древесина в республике есть, но требуется корректировка федеральных подзаконных актов особенно в отношении горелого леса, который становится рассадником вредителей и болезней. Парламентарий убежден, что создание райтопов могло бы снять напряжение с обеспечением населения дровами.
Известно, что не менее других страдают из-за роста цен на дрова и улан-удэнцы. Как сообщил Юрий Ткачев, представитель Администрации г. Улан-Удэ, потребность частного сектора столицы Бурятии в дровах составляет 400 тысяч кубометров в год. Отведены площадки для продажи дров, но уже сегодня «плечо» доставки дров в Улан-Удэ составляет 250 км, и если не принять меры сейчас, ситуация с дровами будет усугубляться.
Совещание длилось более двух часов. Говорили также о проблемах подготовки кадров для лесной отрасли, запущенности лесных дорог и мостов, недоработке муниципалов по использованию субсидий и многих других.
Подводя его итоги совещания, зампред Народного Хурала Баир Гармаев заявил, что «для решения вопроса необходимо создать совместно с правительством республики рабочую группу, включить в нее глав районов и других заинтересованных лиц». По мнению парламентария, наибольшее внимание властям надо уделить социально незащищенным группам населения, чтобы сегодня их обеспечить дровами.
Председатель профильного комитета парламента Иннокентий Вахрамеев, убежден, что население, проживающее в Центральной экологической зоне Байкала, попало в такую ситуацию с дровами из-за федеральных ограничений, поэтому субсидировать расходы должен федеральный бюджет. В ближайшее время законодатели республики намерены по этому вопросу подготовить обращение в Государственную Думу РФ.